Вторник, Декабрь 09th, 2008 | Author: admin

Тембр голоса еще называют «окраской звука» или просто «цветом голоса». Именно по тембру мы узнаем голоса знакомых людей. Так что такое тембр голоса и от чего он зависит?

Известно, что звуки речи сложные: они состоят из основного тона и многочисленных обертонов - звуков более высокой частоты, но всегда кратных ему. То есть если основной тон 100 Гц, то обертонами будут звуки на частотах 200, 300, 400 Гц и т.д. Если высота голоса человека определяется частотой основного тона, то тембр голоса и принадлежность к той или иной гласной определяется степенью выраженности в звуке тех или иных обертонов.

Анатомия тембра

Сто лет тому назад известный немецкий физик Герман Гельмгольц пользовался для определения обертонов голоса очень простым прибором: это был стеклянный или металлический шар, имеющий два отверстия (Helmholz, 1913). Узким отверстием шар вставлялся в ухо, и если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие к резонансному тону шара. Собственный же резонансный тон этого шара (f0) определяется формулой: f0 = k vs/lv, где s — площадь отверстия, v — объем резонатора, l — длина горла резонатора, k — коэффициент пропорциональности, зависящий от плотности воздуха. Легко видеть, что чем меньше объем шара и чем больше площадь его отверстия, тем выше собственная резонансная частота такого резонатора. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров, собственные резонансные тоны которых были Гельмгольцу известны.

Рис. 20. Резонатор Гельмгольца
Резонатор Гельмгольца.

Анализируя таким образом гласные, Гельмгольцу удалось установить наличие в каждой из них по одной-две области особых усиленных обертонов, которые он назвал «характеристическими тонами гласных». Гельмгольц показал, что именно благодаря этим «характеристическим тонам» гласные и отличаются друг от друга по слуху.

Современные исследования состава речевых звуков позволили установить, что в каждой гласной определяющими являются не одна-две, как думал Гельмгольц, а значительно больше — три, четыре и даже пять обертонов. Хотя все эти составляющие влияют на опознаваемость звуков, наиважнейшими оказываются все же первые две-три, средние частоты.

У разных людей обертона даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности (в детском и женском голосе все форманты несколько выше, чем в мужском). Кроме того, даже у одного и того же диктора обертона одного и того же звука, например А, заметно различаются в зависимости от того, в каком слове звук произносится, ударный он или безударный, высокий или низкий. Индивидуальные особенности обертонов и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному, тембр.

Category: Новости
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
Leave a Reply
Томск CATALOG.METKA.RU Рейтинг@Mail.ru